Питание и ВосПитание


16 советов, как сделать процесс кормления вашего малыша радостным и избежать наиболее типичных проблем.

Основная задача родителей — распознать и поддержать у ребенка пищевой интерес, сформировать у него правильное пищевое поведение, научить уважению к пище, навыкам обращения со столовыми приборами, умению кушать аккуратно и поддерживать чистоту вокруг себя. Каждая мама может выбрать подходящие для нее и ее малыша рекомендации из этой статьи независимо от того, какой прикорм она практикует — естественный или педиатрический (введение новых продуктов по схеме). Некоторые рекомендации могут быть полезны и для мам с детками постарше, ведь речь здесь пойдет о том, как заложить основы правильного питания и поддерживать их. Вы всегда можете что-то скорректировать, а чему-то заново научить ребенка. А для этого приходится многому учиться и нам, родителям — ведь далеко не у всех нас в детстве данный этап проходил гладко, и некоторым приходится даже расплачиваться здоровьем из-за неправильных пищевых привычек, спровоцированных старшими. Ведь правильное питание — фундамент крепкого здоровья, а значит, и качества жизни. Так что все, кто хочет видеть своего малыша жизнерадостно уплетающим борщ или кашу, — читаем, думаем, еще раз думаем, а потом — за стол с малышом!

1. Кормление как часть общения с ребенком.

Часто кормления выглядят так: малыш восседает на своем стульчике, а мама быстро запихивает ему в рот ложки одну за другой. Ребенка начинают поторапливать, заставляют съедать больше, чем он хочет, мама периодически злится и теряет чуткость к состоянию и потребностям малыша. То есть активность проявляет только мама, а ребенок либо пассивен, либо сопротивляется. Важно не воспринимать процесс кормления как обособленное действие, цель которого исключительно в том, чтобы скормить малышу нужное количество пюре или каши. С самого начала старайтесь воспринимать этот процесс как продолжение общения, обучения и воспитания. Позвольте ребенку быть активным, учите его кормить себя самостоятельно. Дайте ему возможность преодолевать маленькие трудности:7-месячный кроха, которому удается взять пальчиками кусочек хлеба со стола и отправить в ротик, испытывает большое удовлетворение, а когда годовасику удается зачерпнуть суп и почти все донести до рта — тут уже торжествуют и мамы!

2. Еда и положительные эмоции.

Не ругайте ребенка, не сердитесь, если он не хочет съедать столько, сколько вы считаете нужным. Еда не должна быть связана со стрессом. У мам часто эмоции выходят из-под контроля: они расстраиваются из-за того, что приходится выбрасывать недоеденную банку овощей, нервничают, что малыш недополучит питания. Случается, мама даже шлепает 8-9-месячного кроху за отказ от очередной порции еды! Если ребенок действительно вел себя нехорошо за столом — например, намеренно перевернул тарелку с супом, сбросил на пол столовые приборы, стучит ложкой, — можно и нужно показать своё недовольство, используя строгий тон (как актёры в театре, осознавая, что ребёнок не имеет злых намерений!), но делать это лучше не за столом, а увести ребенка в другую комнату для разговора. С местом, где принимают пищу, должны быть радостные ассоциации: здесь собирается семья, наслаждаются вкусной едой. Малыш начинает вести себя плохо за столом, когда устает или наелся. Он просто уже не заинтересован в пище. Ваша задача — распознавать причину капризов. Детки испытывают большое эмоциональное напряжение, когда учатся есть сами, потому не стоит держать их за столом долго.

3. Чистота и гигиена: камень преткновения.

У многих возникает вопрос: как можно дать малышу в руки ложку, ведь через минуту все вокруг будет измазано едой! Наденьте на себя простую одежду, нагрудничек на карапуза, запаситесь полотенцем, салфетками. Вытирайте личико крохи, разлитую еду со стола, при этом объясняя свои действия. Сразу возьмите несколько ложек на случай, если ребенок будет ронять их. Малыш зажимает ложку или вилку пятерней, а мама берет его ручку в свою и направляет последовательно в тарелку и в ротик. Многие родители бывают удивлены, как быстро кроха понимает «правила игры», усваивает навыки.

4. Голод — двигатель процесса!

«Мой ребенок ничего не ест!» Вы лично часто произносите эту фразу? При этом мамы обычно указывают на здорового улыбающегося карапуза, который совсем не похож на голодающего и — какая странность для ничего-не-едящего-ребёнка — каждый день ходит по-большому. А даете ли вы сами ребенку возможность нормально питаться? Чтобы малыш ел с аппетитом, нужно не гоняться за ним с ложкой, не сооружать из еды кораблики, не стучать в бубен после каждой съеденной ложки, а просто дать возможность человечку проголодаться!

Что для этого нужно? Перерывы в основных приемах пищи (для маленьких допустимы перекусы полезной едой) и приемлемые для ребенка порции. Часто мамы накладывают детям такие же порции, как себе, и заставляют доедать до конца. Набитый желудок не успевает справиться с предыдущей порцией, как приходит время снова кушать. Ребенок не успел почувствовать голода, а его снова кормят. В итоге организм перестает понимать, что пища — необходимое условие для жизни. А главный двигатель этого понимания — голод. Если вдруг ваш малыш в последние дни «вообще ничего не ест», перестаньте его кормить.

Это не означает, что его морят голодом. Просто на какой-то момент он становится наблюдателем (смотрит, как кушают родители), потом понимает, что его больше не принуждают есть (это снимает стресс). Ешьте сами и позвольте ему присоединяться к вам тогда, когда он захочет, и съедать столько, сколько требует его организм. Вероятно, пройдет некоторое время, пока ребенок начнет кушать. Он может пропустить один-другой прием пищи — ничего страшного. Вы спокойно подождите. Малышу будет приятно осознавать, что он сам хозяин своего желудка, он возьмет инициативу на себя, а также будет осознавать ценность еды.

5. Ещё немного о «правильных порциях».

Многие взрослые с ужасом вспоминают порции, которые им давали в детстве. Мне одна женщина даже говорила, что сам вид «горы из каши» вызывал у нее спазм в горле и пересыхание во рту (при этом своего ребенка пыталась кормить так же, как ее кормила мама, но в какой-то момент остановилась). Не забывайте — желудок крохи немногим больше его кулачка. Помимо того что большую порцию ребенку тяжело доедать, она еще растягивает стенки желудка, что со временем иногда становится причиной переедания.

Также у малыша может не хватать ферментов для переваривания большого количества пищи, это влечет перегрузку всего ЖКТ, способно спровоцировать нарушение кишечной микрофлоры. Поэтому лучше класть маленькие порции —где-то 1—3 столовые ложки твердой пищи (каши, овощей) и чуть больше жидкой (супы). По желанию крохи ему можно дать добавки. Не нужно приучать есть с хлебом — многие дети наедаются им очень быстро (лучше предлагать его после того, как съедено основное блюдо). В течение какого-то времени вы поймете, сколько именно может осилить ваш малыш. Внимательная мама знает приблизительное количество еды, которое ее чадо съест с аппетитом и убежит играть, а не будет сидеть, с унылым видом размазывая еду по тарелке. Кстати, помимо основного блюда, часто дети съедают что-то еще: кусок сыра, хлеб, пару оливок, ломтик авокадо — так набирается нормальная порция еды с хорошей питательной ценностью.

6. Спокойная обстановка во время кормления.

Перед едой убирайте из поля зрения игрушки, не включайте телевизор (это вообще табу). Постарайтесь создать спокойную и доброжелательную обстановку. Тогда малышу будет легче сосредоточить внимание на еде. Во многих семьях принято за столом разговаривать, и мамы спрашивают, можно ли общаться ребенку за столом. Пока он совсем маленький, ему трудно концентрироваться даже на одном деле, что уж говорить о совмещении еды и общения! Для начала лучше приучать малыша к тому, что за столом в первую очередь едят. Важно донести, что пища — это ценность, к ней мы относимся с уважением.

7. «Я — сам!»

Уважайте возможности малыша! Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Дети прекрасно справляются с ложкой и вилкой к году, если им дать эту возможность. Ваше дело — учить, поощрять инициативу малыша. Уважайте его способности, не тормозя их. У детских психологов есть такое понятие — «зона ближайшего развития». В эту зону входят те дела, для выполнения которых крохе требуется помощь родителей, но достаточно скоро он научится делать их сам. Так вот, умение кушать, как большие, попадает в эту зону, когда малыша начинают прикармливать (по современным рекомендациям — с 6 месяцев). Приучайте ребенка к тому, что столовые приборы предназначены для еды, и больше ни для чего. Не стоит использовать их в качестве игрушек. С возрастом этот момент не будет принципиальным. Ложку и вилку малыши держат пятерней. Не затягивайте с введением твердой пищи (на естественном прикорме она вводится в самом его начале, микродозами). Сначала кроха берет маленькие кусочки пальчиками, позже — накалывает кусочки побольше на вилочку.

8. «Эра питания» — просто один из этапов.

Часто дети четко выражают приверженность какому-либо продукту или группе продуктов (например, все молочные). И не соглашаются на что-то другое (например, на овощи и мясо). Не стоит переживать, подмешивать нежеланные продукты в любимые. Подобный этап приверженности определенным продуктам — так называемая «эра питания», ее проходит большинство детей. Нередко малыши готовы поедать сметану или сливочное масло ложками – здесь важна разумность родителей. Часто растущий организм подсказывает ребенку те продукты, которые ему необходимы в данный период.

А с детьми постарше возможно и другое: они начинают перенимать семейные традиции. Поэтому, если вы любители жареной картошки или пельменей, достаточно скоро к вам присоединится и малыш, отвергнув кабачки и цветную капусту. Ешьте сами продукты, которые хотите ввести в рацион крохи.

9. «Прыг-скок»: о детской неусидчивости.

Детям примерно до 3 лет трудно долго удерживать внимание на приеме пищи. Им все время хочется играть. Практически у всех малышей бывает такой период, когда они за один прием пищи по многу раз убегают из-за стола, прибегают, хватают ложку-другую и снова убегают. Порой приходится наблюдать целые драмы, которые устраивают мамы и бабушки по этому поводу, в то время как такой период можно пережить безболезненно, если не ругать ребенка, отнестись с пониманием к малышу. В данной ситуации можно эффективно приучать кроху к тому, что еда появляется на столе на определенное время, и в его интересах успеть поесть, пока мама не убрала тарелку. Только предупредите ребенка за 5 минут перед тем, как убрать еду. Особенно хорош этот метод, когда малыш понимает, что не успевает съесть какое-то любимое блюдо. Дети быстрее усваивают спокойные уроки, чем насилие и упреки.

10. «Кусочничанье»: только полезная еда!

Для крох маленькие перекусы — нормальное явление. Особенно они подходят для малоежек и худышек. Проследите, чтобы ребенок «кусочничал» полезными продуктами: это может быть сыр, зерновые хлебцы, фрукты, овощи, сухофрукты, орехи, очищенные тыквенные семечки и др. Важно, чтобы малыш не привыкал к тому, что в перерывах между основными приемами пищи ему должны давать сладкое. Держите конфеты в таком месте, чтобы ребенок их не видел. Не стесняйтесь говорить гостям, чтобы не давали конфеты малышу (или вообще их не приносили) — все съедобные подарки нужно относить маме, которая сама решит, что и когда дать ребенку.

Важно: постоянный присмотр взрослого обязателен для малышей до 1,5 лет: ребенку может понадобиться помощь, если он подавится.

11. Не сравнивайте своего кроху с другими.

Есть объективные нормы веса для детей, в них — большой диапазон от минимального до максимального веса. Также учитывайте общее развитие, активность и самочувствие ребенка. Не стоит считать, что ваш малыш отстает, если он не выглядит пухлячком. Гордитесь своими стройными детьми!

12. «Сосет только грудь, прикорма не хочет».

Эту фразу часто приходится слышать из уст кормящих более года мам. Сразу предупредим: не решайте проблему питания отлучением от груди. Это зачастую не решает проблем, а порой усугубляет их: гарантии, что ребенок начнет есть лучше, нет, а он останется без грудного молока, да еще и переживет стресс. Как правило, трудности с прикормом возникают именно из-за его быстрого и агрессивного введения. Если вы столкнулись с такой ситуацией, ознакомьтесь с принципами естественного прикорма — возможно, это будет лучший выход для вас с малышом. Не забывайте: на начальном этапе прикорм не вытесняет прикладывания к груди, которые могут «окружать» прием пищи.

13. «Сосет только грудь, и ладно — мое молоко же до года удовлетворяет все потребности ребенка!»

И такую фразу часто слышат консультанты. Это другая крайность. Даже если молоко удовлетворяет большую часть потребностей малыша, это вовсе не означает, что введение прикорма нужно откладывать на более поздние сроки, чем 6—7 месяцев. Задача мамы — научить ребенка кушать, ознакомить его с большим кругом продуктов, поддерживать пищевой интерес, чтобы к году он уже ел небольшие порции разнообразных продуктов (от чайной до нескольких столовых ложек, по желанию и потребностям крохи).

14. Eдинообразие взглядов в семье.

Хорошо, если все, кто участвует в воспитании малыша, придерживаются одних взглядов. Это касается как всех принципов воспитания, так и кормлений. Расскажите помощнику о ваших кормлениях, что вы позволяете за столом крохе, а что — нет, в чем ребенок нуждается в помощи, а что уже на его ответственности. Определите круг продуктов, которые может предложить крохе помощник (это должны быть те продукты, с которыми малыш уже знаком). Это позволит ребенку избежать стресса, не стать манипулятором, оградит вас от неприятных сюрпризов в виде резкого изменения отношений малыша с едой или аллергии.

15. «ЭТО я не буду»: детский консерватизм.

Дети обычно консервативны и не любят мешанины из продуктов, к примеру салаты. Предлагайте им «чистые» продукты. Ребенок может отвергнуть даже тот продукт, который он любит, если увидит его в непривычном виде.

16. «Давай сделаем это вместе, малыш!»

Подключайте ребенка к процессу готовки. Дети с удовольствием чистят яйца, скребут овощечисткой морковки, рвут листья салата, бросают в кастрюлю горстями крупу. А как для них удивительно, когда твердые макаронные спиральки становятся мягкими! Можно вместе украшать блюда: солнышко из яичницы, кораблики из помидоров, горки из пюре. Это особенно актуально для малоежек, которых непросто заинтересовать пищей.

Если вы сталкиваетесь с нежеланием ребенка есть, подумайте, что вы делаете неправильно, попробуйте что-то изменить. В большинстве случаев мы воспроизводим с детьми то, что делали с нами родители. Не бойтесь менять то старое, что не дало желаемых результатов. Меняйте действия, меняясь внутренне, пробуйте по-новому! Пусть вами руководят любовь и чуткость!