Подлинность и суррогаты


Часто ли Вы задумывались над тем, что в вашей жизни является подлинным, а что – нет?

Рано или поздно в жизни взрослого думающего человека, живущего в европейской цивилизации уже 21 века, наступает время, когда ему приходится задуматься и осознать разницу между подлинным и суррогатным, и выбрать между ними. Выбор человека определяет, на чём он будет дальше основываться, из чего исходить и что привносить в мир, — то есть определяет его дальнейшую жизнь.

Что же такое «подлинность» и «суррогат»? Взглянем на определения этих понятий:

«ПОДЛИННОСТЬ», «ПОДЛИННЫЙ» — всё, что сделано не по образцу, не подражательно, всё, что истинно, неподдельно.

«СУРРОГАТ – Продукт, предмет, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого, лишь по некоторому сходству являющийся заменителем натурального»

Суррогаты заменяют что-то первозданное, изначально цельное, но они воспроизводят «лишь некоторые свойства» заменяемого. То есть суррогат – это осколок, но даже не отколотый от целого (иначе он нёс бы информацию целостности), а искусственно воссоздающий нечто, в чём мы нуждаемся. Поэтому для живой системы, которую представляет собой человек, суррогат является угрозой для целостности тела и психики, то есть для физического и душевного здоровья. Если человек чётко осознаёт, что имеет дело с суррогатным явлением, оно для него не будет столь разрушительным, и со временем уйдёт за ненадобностью из его жизни, либо будет присутствовать в таком количестве, чтобы не угрожать целостности личности. К сожалению, множество людей не распознаёт суррогаты, будучи отравленными ими с самого рождения. За неимением опыта различения настоящего и заменителя, человек может принимать одно за другое. К примеру, разве может младенец, получающий искусственное вскармливание, понимать, что подлинным питанием младенцев является материнское молоко? А тем более, бороться за него?

Я дам примерный ряд суррогатных явлений в нашей жизни, однако, я уверена, их гораздо больше, чем мы себе представляем.

1. Очень часто суррогатами становятся «проглоченные» нормы морали, традиции, предписанные социальными институтами.

Несомненно, мораль нужна как обществу, так и отдельно взятому человеку. Ребёнок учится нормам морали, принятым в определённом обществе, главным образом, в родительской семье. Позже – в саду, в школе и т.д. Это — нормальный и необходимый процесс усвоения норм, взглядов, традиций. Однако, взрослому человеку в течение жизни предстоит переживать кризисы, в ходе которых он будет пересматривать и обновлять свои взгляды, ценности, «рождать» их заново для себя.

Обновлённое мировосприятие может основываться на тех же самых принципах, ценностях, а могут произойти достаточно сильные изменения – однако в любом случае это будут уже не просто «схваченные» в детстве нормы, а установленные зрелой личностью для самой себя. Только в этом случае человек будет нести ответственность за свои жизненные решения, только тогда его мировосприятие будет подлинным, целостным и только тогда человек будет чувствовать себя автором своей жизни.

2. Потребительское «безумие»

Эту нишу возделывают те, кто зарабатывает на потреблении людьми всевозможных продуктов. Безудержное желание одних людей заработать как можно больше за счёт других людей, не сдерживаемое осознанностью и ответственностью, похоже на безумие раковых клеток в организме заболевшего человека, стремящихся занять как можно большую площадь и никогда не умирать. В поддержку потребительского бескультурья работают СМИ, телевидение, интернет. И что же – безумие оказывается заразным (недаром в аюрведе психические заболевания считаются инфекционными) – как безумны стремящиеся к мега-заработкам, столь же безумны становятся и те, на ком зарабатываются деньги. Многие люди оказываются безудержными потребителями, зачастую и не успевая этого понять. Реклама проникла даже в детские передачи и оттуда в детские глаза и головы. Разве мы, родители, можем устоять перед натиском любимых чад, слёзно умоляющих купить им очередную «чудесную» игрушку?

Вот это разыгравшееся потребительство – один из страшных суррогатов, разрушающих цельность личности. Одним из самых печальных последствий этого суррогата является тот факт, что у человека размывается ощущение удовлетворения, чувство «достаточности». Постепенно человек становится ненасыщаемым, превращается в пропасть без дна, куда проваливаются не только потреблённые товары, но и ресурсы самого человека – его силы, физическое (вплоть до серьёзных заболеваний) и душевное здоровье. Бесконечное навязывание всего и вся искажает систему ценностей и смещает внутреннюю опору человека с «проживания» на вещи, — те, которые у него уже есть или которых у него пока нет. Человек ощущает себя через вещи, а не через себя, своё подлинное Бытие. Об этом писал Эрих Фромм в книге «Иметь или Быть».

Поддавшись этой напасти и став безудержным потребителем, человек перестаёт следить за своей внутренней территорией – она оказывается захламлённой, неструктуриванной. Подрывается иммунитет, страдает психика. Здесь уже маячат различные расстройства личности, вплоть до риска возникновения различных зависимостей и депрессий.

Чем в более раннем возрасте возникнет «потребительское безумие», тем больше риски для неокрепшей психики. Поэтому перед родителями, воспитывающими детей 21 века, да и вообще перед всеми нами, стоит важнейшая задача – стать мощными «фильтрами» или «барьерами» для себя и своих детей перед натиском этого суррогатного «монстра» — потребительства.

3. ТВ, сериалы, ток-шоу, новостные ленты, соцсети и др.

Вышеперечисленный «культурный фаст-фуд» отвлекает человека от его жизненных задач. Развлекая и усыпляя бдительность, он делает из человека также обезумевшего потребителя, однако с меньшими финансовыми затратами (ну если только пиво к просмотру включено…) Жизнь дважды проходит мимо – одна за окном, другая –в экране или мониторе. Хотя, правильнее будет сказать, что люди проходят мимо жизни. И несмотря на яркие картинки, эмоции, бушующие на экране, человек ощущает сначала смутно, а потом всё настойчивее, что его-то жизнь крайне скудна и он сам по себе «ничего не стоит». На этом пункте не хочется долго останавливаться – всё достаточно очевидно для мыслящего человека. Последствия – все те же, что были перечислены выше.

Я не хочу показаться фанатичным человеком, и предвижу возражения в том, что ТВ, интернет, общение в сети, фильмы, несут много полезного для современного человека. Несомненно, любое явление становится полезным или вредным в зависимости от того, кто и как его использует. И только тогда, когда человек стал зрелым, когда он живёт осознанно, тогда он не станет жертвой медийных продуктов. Однако, не секрет, что очень многие люди избегают зрелости и становятся этими самыми жертвами.

4. Зависимости (пищевая, курение, алкоголь, наркотики, игромания и др)

Зависимости (любые) всегда замещают какие-либо важные потребности человека – здесь роль суррогата предельно наглядна. Зависимость – это следствие того, что человек не осознаёт, что именно ему нужно. Тяжесть и род зависимости связаны с уровнем потребностей, которые вытесняются (от базовых до высших). Если зависимость возникает у ребёнка, подростка – в подавляющем большинстве случаев родителям следует серьёзно задуматься об истинных потребностях их ребёнка. Если же родители винят самого ребёнка, считают его «неправильным», «плохим», не находят времени и сил на осознание своих родительских задач и так оправдывают свой стиль «воспитания», это означает, что для них существует что-то более актуальное и важное, нежели потребности ребёнка.

Выход с зависимостями один – развернуться лицом к себе (или к ребёнку), и начать раскапывать завалы до тех пор, пока не обнаружатся подлинные потребности тела, личности, души. Путь этот может оказаться весьма нелёгким, небыстрым, но благодатным.

5. Каноны, относящиеся к тому, как мы выглядим – какими «должны» быть наши внешность, вес, пропорции.

Нам постоянно предписывают, как мы должны выглядеть – от кончиков пальцев до модных одёжек. Вписаться в каноны современных представлений об идеальной женщине или мужчине могут далеко не все, и для многих людей погоня за хотя бы относительным соответствием своего тела и облика современным тенденциям превращается в постоянный источник стресса, неудовлетворённость собой, вплоть до непринятия своего тела и возникновения психических расстройств. Я регулярно удивляюсь буквально гипнотической силе этого суррогата – часто на тренингах и семинарах действительно очень красивые, привлекательные люди рассказывают о том, что им трудно общаться, чувствовать себя счастливыми, потому что они считают себя некрасивыми, слишком полными или худыми, им кажется, что у них несовершенные пропорции, и они не могут нравиться другим людям. К сожалению, даже поддержка друзей, семьи, партнёров не может по-настоящему убедить их в природной привлекательности, которая совершенно не должна соответствовать моде. Такие люди обесценивают и игнорируют тот факт, что многим они нравятся и продолжают гонку за соответствием стереотипам. Которых они могут никогда не достигнуть, при этом заплатив слишком высокую цену – упустив здоровье, радость жизни, настоящие близкие отношения.

И всё потому, что не всегда получается Быть Собой…

Предлагаю список суррогатов, которые проникают в нашу жизнь, дописать самим.

Берегите свою Подлинность – на всём свете такой больше нет! И если нужно за неё бороться – боритесь! Ведь цена – Ваши собственные личность и жизнь.